:-)

Интересное рядом: от 154-го до Глинки

Сегодня хочу поделиться интересным пешим маршрутом, пройдя который вы увидите сразу несколько природных достопримечательностей Самарской области. Наш путь будет пролегать по красивейшему сосновому бору, по горам и холмам, вдоль рек и даже под землёй. Также увидим, насколько мощные изменения в рельеф может внести человек.


1. Утром садимся на электропоезд, отправляющийся в 8:44 по местному времени с ж/д вокзала в сторону Курумоча. Всего за 66 рублей доезжаем до платформы 154 км, проверяем, обработана ли одежда спреем от клещей и трогаемся в путь.

2. Часок рекомендую погулять по Золотому бору, насладиться его красотой и подышать свежим хвойным воздухом...

3. ...посмотреть на птиц, которых в городе вряд ли встретишь.

4. Природа уже проснулась после зимней спячки.

5. Макролес в большом лесу.

6. Повезло жителям Малой Царевщины с природой.

7. Сделав небольшой привал, отправляемся дальше, в сторону посёлка Волжский.

Координаты Золотого бора: 53°26'40"N 50°9'39"E

8. Если пойдёте вдоль железной дороги, то наверняка не заблудитесь.

9. Деревня Хэндыхоховка? :)

10. Через пару километров окажетесь на полянке, с которой открывается хороший вид на посёлок Волжский (53°25′52.4″N 50°08′00.7″E).

До 1961 года посёлок назывался Большая Царевщина, а до революции это было село Царевщина. Такое название связывается с переселенцами из одноименного села Пензенского уезда. Кроме того, в названии селения отразился титул владельцев — касимовских царей (ханов) и царевичей. Многие до сих пор Волжский называют Царевщиной.

11. Памятник Волжанам, павшим за свободу и независимость Отечества на Площади Согласия (53°25'50"N 50°7'18"E).

12. Волжанам - воинам интернационалистам и участникам локальных конфликтов.

13. На фоне этих двух памятников можно не заметить третий, находящийся чуть в стороне - Незабвенному учителю Александру Павловичу Серафимову. Если верить табличке, памятник этот установлен в 1905 году. Судя по отрывкам стихов это был учитель литературы.

14. Пополнив провиант в супермаркете у трассы Самара—Тольятти идём к  следующей достопримечательности - Царёву кургану. У его подножия находится церковь Рождества Христова (1833), являющаяся памятником провинциального классицизма (53°25'32"N 50°7'19"E).

15. Подъём на Царёв курган не вызывает вообще никаких трудностей.

16. С курганом связано множество легенд. По одной из них, Пётр Первый, в ходе Азовского похода, посетил это место и собственноручно поставил крест на вершине. В связи с этим курган получил своё название. Другая легенда связывает название «Царёв курган» с именем Тимура (Тамерлана) который в течение 26 дней пировал у подножья, отмечая победу над Тохтамышем в 1391 году в битве на Кондурче. Утверждается, что верх кургана был обтянут золотой парчой, а в центре стоял шатёр Тамерлана.

17. Известняки, из которых сложено это место, использовались для строительства Сызранского железнодорожного моста и Куйбышевской ГЭС. Добыча осуществлялась открытым способом — в карьере. В результате разработок высота кургана значительно снизилась с первоначальных 80 метров.

18. Вид с Царёва кургана на реку Сок и гору Тип-Тяв.

19. Вид на посёлок Волжский.

20. Раньше здесь было дно моря, об этом говорят слагающие Царёв курган слои. На юго-восточном склоне есть слои, переполненные ветвями известняковых кораллов, среди которых преобладают специфические формы каменноугольной системы. Выше известнякового кораллового слоя идут многочисленные пласты со следами мшанок, морских лилий, морских ежей, плеченогих, моллюсков. Здесь находятся самые древние геологические обнажения Поволжья, слои которых образовались в каменноугольных морях около 300 млн. лет назад.

Координаты Царёва кургана: 53°25'18"N 50°7'19"E

21. Дальше идём по мосту через реку Сок.

22. Впервые наблюдал, как сгружают песок с баржи.

23. Здесь используется метод гидроразгрузки. Вода из реки при помощи насоса подается в грузовой трюм и большим напором размывает слежавшийся песок, превращая его в пульпу, которая всасывается погружным грунтовым насосом и направляется по напорному пульпопроводу на место складирования.

24. Смотрится эффектно.

25. Посмотрев на процесс разгрузки с берега отправляемся к следующей точке маршрута - Сокским штольням.

26. Памятные таблички перед входом напоминают о трагедии, произошедшей в штольнях на майских праздниках в 1999 году.

27. Разработка штолен с целью добычи известняка началась здесь в конце 1930-х годов. Разработка велась одновременно в нескольких местах, в последствии объединенных в одну систему. В разработке использовался труд заключенных (до 1946 года - Безымянлага) и только в последние два года перед закрытием на штольнях работали вольнонаемные. Работы в штольнях прекратились примерно в 1960-61 годах.
Протяженность ходов в Сокских штольнях более 40 километров, площадь подземных лабиринтов составляет более 50 гектар. За долгие годы деревянная арматура истлела и на данный момент существует высокая опасность как обвалов, так и пожаров. Хочу предупредить, что если у вас нет опыта посещения подобных мест, ни в коем случае не ходите вглубь лабиринта без проводника. Зайдите, охладитесь и идите к следующей точке - заброшенному Сокскому карьеру.

Координаты Сокских штолен: 53°24′53.3″N 50°08′58.9″E

28. По пути, если время позволяет, можно зайти посмотреть заброшенный каскад строений камнедробильного завода (53°24'55"N 50°9'32"E).

29. Раньше он был открытым, но руководство решило, что работникам надо создать комфортные условия работы в холодное время года, после чего завод остеклили. Работникам не очень понравился такой «комфорт», там стало пыльно и нечем было дышать, Они начали выбивать стёкла, но пыли не становилось меньше.

30. Завод прекратил свою деятельность в 2008-2010 г.

31. Впереди, пожалуй, самая живописная часть маршрута.

32. Разработка месторождения открытым способом началась в начале 1950-х годов в связи с возросшей потребностью в горной породе и щебне для строительства Жигулёвского гидроузла. Добычу породы в карьере прекратили в середине 90-х годов прошлого века. Дно карьера находится на одном уровне с дном Волги, глубже добывать не стали, иначе карьер могло затопить.

33. Сейчас основную разработку ведут ближе к железнодорожной станции Царевщина. Посмотреть мои фотографии действующего карьера можно по этой ссылке.

34.

Координаты Сокского карьера: 53°24'40"N 50°9'36"E

35. Между волжским склоном Тип-Тяв и заброшенным карьером есть полянка (53°24'28"N 50°8'50"E), на которой можно устроить привал перед финишной прямой (учитывая рельеф, не особо прямой, конечно). Время уже будет приближаться к закату, посмотрите на Волгу в самом выгодном свете.

36. Дальше просто идём, наслаждаемся видами на Жигули, Волгу и острова.

37.

38. Первые цветы.

39.

40.

41.

На Красной Глинке (53°22′54.8″N 50°09′59.7″E) рекомендую оказаться не позже 20:00. Хоть мы сами и уехали в десятом часу, но на удачу лучше не надеяться, такси до города выйдет недёшево. Всем приятных долгих выходных!

Продолжительность маршрута: приблизительно 10 часов

Протяженность маршрута: 26 км

Карта маршрута:

Оригинал статьи на моём сайте.

Следить за обновлениями фотоблога в социальных сетях:


Livejournal


Вконтакте


Facebook


Instagram





—счетчик посещений Counter.CO.KZ

Recent Posts from This Journal

  • Беларусь: Брестская крепость

    Главная достопримечательность Бреста - Брестская крепость. Эта укрепленная цитадель была построена на месте Брестского замка в 1833 году.…

  • Беларусь: минский стрит-арт

    Хочу показать район Минска, сильно отличающийся от того, что мы видели в предыдущем посте. Всё дело в том, что в 2014 году городские власти пошли…

  • Беларусь: прогулка по Минску

    Этим летом познакомились с Беларусью. Первый крупный город, в котором мы побывали - Минск. Сегодня смотрим, что интересного увидели. Минск —…

Отличная прогулка. Прекрасные фото.
Спасибо!
:-)